Если обратиться к ст.1 ФЗ № 89-ФЗ, то в документе определены основные понятия ПНООРЛ:

  • лимит на размещение отходов – количество отходов, определяемое как предельно допустимое для размещения определенным способом на конкретном объекте с учетом экологической обстановки;
  • норматив образования отходов – установленное количество отходов определенного класса при производстве единицы продукции.

Отходы производства – это остатки материалов, сырья, продуктов, которые образовались в процессе деятельности, производства или потребления хозяйствующим субъектом. По своему происхождению отходы бывают: бытовые, промышленные, сельскохозяйственные. В зависимости от происхождения и класса опасности отходов на каждый вид должен быть установлен лимит.

В процессе осуществления производственной деятельности на каждом предприятии образуются отходы, которые необходимо своевременно утилизировать (перерабатывать). При разработке ПНООЛР отдельным пунктом для каждого субъекта, производящего отходы, прорабатываеюся условия по их хранению, определяются места их складирования. Согласно Федеральному закону, порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, устанавливается Правительством России. Федеральный государственный реестр содержит сведения об объектах, подлежащих в соответствии со ст. 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды» федеральному государственному экологическому надзору. Региональные государственные реестры содержат сведения об объектах, которые подлежат регулярному региональному государственному экологическому надзору. Росприроднадзор в данном случае определен своего рода оператором государственного реестра.

Согласно Письму от 05.07.2016 г. N АА-03-04-36/13116 «О постановке объектов на учет в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» сегодня для постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), необходимо использовать государственную информационную систему (ГИС).

21 декабря 2015 года Государственной думой РФ принят ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон четко определяет, как должна взиматься плата с предприятий и организаций за негативное воздействие отходов на окружающую среду в 2016 году. Определен коэффициент 0,3 при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в процессе хозяйственной деятельности и при производстве в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо на ином законном основании. Для определения лимитов предельно допустимых отходов необходимо учитывать экологическую обстановку, вид отхода и его влияние на окружающую среду. Для этого в проекте НООЛР, который действителен в течение 5 лет, нужно прописать нормативы образования отходов и лимитов на их размещение. Необходимо ежегодно подавать в органы Роспотребнадзора технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах с приложением комплекта документов, подтверждающих обеспечение охраны окружающей среды.

На основании редакции Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 30.12.2008 предприятия малого и среднего бизнеса освобождены от процедуры разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Им дана возможность представлять сведения о фактическом образовании и способах обращения с отходами в виде ежегодного отчета. Для таких предприятий не существует понятия «норматив образования отхода», они вносят плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), за размещение своих отходов на полигонах. Предприятия, которые не подпадают под определение малого и среднего предприятия, а также ряд юридических лиц, деятельность которых наносит вред для окружающей среды, должны в обязательном порядке разрабатывать проект НООЛР и соблюдать все установленные нормы санитарно-гигиенического и экологического контроля согласно действующей законодательной базе. Согласно федеральному закону от 29.12.2014 № 458-ФЗ к объектам обезвреживания отходов относятся специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов.

Довольно часто хозяйствующие субъекты сталкиваются с такой проблемой, как несоответствие лимита, который при разработке НООЛР изначально был установлен на производство и утилизацию отходов. В этом случае при расчете ежеквартальной оплаты за НВОС фактически размещенное на полигоне количество отходов будет умножено на дополнительный коэффициент 5. Если при производстве превышен норматив отходов, который не подлежит хранению либо обезвреживанию (а подлежит переработке и использованию) или своевременно передан соответствующим лицензированным предприятиям, то коэффициент в этих случаях не применяется. Если мы обратимся к законодательной базе, регулирующей обращение с отходами, то согласно ст.18 (п.5) ФЗ № 83-ФЗ при нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области может быть частично ограничена, приостановлена или полностью прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, деятельность предприятия или индивидуального предпринимателя, нарушающего установленные лимиты на производство, хранение отходов приведет к санкциям – приостановке работы всего предприятия, так как в процессе своей деятельности оно продолжает производить отходы. Согласно статье об административных правонарушениях 8.2 кодекса Российской Федерации установлено наложение штрафных санкций:

  • на граждан — в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности;
  • на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Эта мера предпринимается в случае несоблюдения санитарно-эпидемиологических и экологических требований, предусмотренных законом при использовании, сборе, накоплении, обезвреживании, транспортировке, размещении и ином обращении с отходами.

Если хозяйствующий субъект превысил установленный лимит согласно разработанному проекту НООЛР и разместил отходы на полигоне, в этом случае он также несет административную ответственность. При разработке ПНООЛР определяется график вывоза отходов, условия его транспортировки, место захоронения. Если предприятие решает изменить график или условия вывоза, замены заявленного в ПНООЛР вида контейнера, упаковки, объема, то в этом случае разработанный ранее проект НООЛР будет недействительным, так как утвержденный регламент, согласно российскому законодательству, будет нарушен. Это повлечет дополнительные санкции со стороны контролирующих органов в случае проверки деятельности предприятия или индивидуального предпринимателя. Также необходимо будет разработать новый НООЛР с учетом изменившихся технических обстоятельств по работе с отходами при появлении новых технологических условий. Судебная практика показывает, что в случае превышения нормативов отходов организация привлекается к административной ответственности согласно ст. 8.2 КоАП РФ.

Экологическое предприятие «ФлорЭко» предлагает свои услуги по разработке ПНООРЛ и установлению лимитов на размещение лимитов. Опытные инженеры-экологи готовы разработать новый проект, а также выполнить проверку действующего проекта нормативов образования отходов и лимитов их размещения, если наблюдается превышение показателей по образованию отходов.

Наши преимущества

  • работаем на московском рынке с 2005 года, у нас безупречная репутация;
  • предлагаем услуги только опытных инженеров-экологов: опыт работы у каждого специалиста не менее 8 лет;
  • специалисты «ФлорЭко» следят за всеми изменениями в законодательстве, поэтому мы представляем Заказчикам только актуальную информацию по проектам;
  • минимально возможные сроки разработки ПНООРЛ и определения лимитов размещения отходов;
  • приемлемые расценки на экологические услуги: во «ФлорЭко» обращаются не только крупные организации, но и государственные предприятия, которые планируют реализацию госзадач;
  • для разработки ПНООРЛ можем привлечь группу специалистов: их количество зависит от объема работы, от специфики работы предприятия;
  • гарантия качественной и профессиональной работы: к нашим специалистам, как к экспертам, обращаются даже те предприятия и организации, которые имеют в штате экологов и инженеров.

Если вас интересует дополнительная информация по проекту НООРЛ, вы хотите проконсультироваться, квалифицированные экологи, инженеры-экологи готовы помочь вам в решении любых экологических задач и ответить на ваши вопросы.

Отзывы

Посмотреть все отзывы и благодарности