Разработка ПЛАРН: предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти

Команда экспертов ЭП «ФлорЭко»

Генеральный директор,
Таисия Андреева

КАНДИДАТ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК

Ежегодно в России происходит около 10 тысяч аварий в связи с разливами нефти и нефтепродуктов и их попаданием в реку или на сушу. Точные масштабы проблемы могут быть больше, так как часть случаев остаётся неучтённой. В основном утечка нефти случается в результате аварий из-за изношенности оборудования и ошибок в его эксплуатации. Попадая в воду или почву, нефть образует пленку, которая перекрывает доступ к кислороду и свету, а значит, грозит гибелью всему живому. Разработка ПЛРН играет большую роль, т.к. он определяет риски разливов нефти и нефтепродуктов и направления деятельности по предотвращению и устранению катастрофы.

ПЛРН разрабатывается с целью:

  • предупреждения ЧС;
  • соблюдения природоохранного законодательства;
  • минимизации экологического ущерба;
  • здравоохранения и предотвращения экономических потерь.

Алгоритм ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов составляют, основываясь на положении актуального законодательства. Он описывает правила реагирования на возможные аварии, в том числе меры по предотвращению и устранению нефтяных загрязнений. Проект содержит описание:

  • комплексных учений по разливу нефти;
  • используемого оборудования;
  • ресурсов, необходимых для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
  • ответственных лиц.

Ответственность за отсутствие ПЛРН или нарушение установленных им правил

Если организацией не выработан алгоритм по предупреждению и ликвидации разливов нефти, это серьезное нарушение природоохранного законодательства, которое влечет за собой административную наказание, а в некоторых случаях – уголовное.

Нарушения правил по предотвращению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ст.8.50 КоАП РФ):

  1. Ложные сведения, отсутствие мониторинга:
    • Должностные лица: 10 000–30 000 рублей.
    • ЮЛ: 100 000–300 000 рублей.
  2. Повторные нарушения:
    • Должностные лица: 30 000–60 000 рублей.
    • ЮЛ: 300 000–500 000 рублей.
  3. Неоповещение о разливе:
    • ЮЛ: 150 000–500 000 рублей.
  4. Повторные нарушения в части оповещения:
    • ЮЛ: 500 000–1 000 000 рублей.

Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (УК РФ Статья 246)

  1. Штраф до 120 000 рублей.
  2. Исправительные работы до 480 ч. и т.д.

Преимущества заказа плана ликвидации разливов нефти в ЭП «ФлорЭко»

Опыт работы с 2008 года в сфере проектирования и аутсорсинга

Штат экологов с опытом более 15 лет и профильным образованием

Отслеживаем законодательство и посещаем ведомственные конференции

Наши работы

Основания для составления плана по борьбе с разливами нефти

Нормативные акты, служащие основанием для создания плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, ограничению расширения территории, на которой сложилась чрезвычайная ситуация в море и на суше, и избавления от последствий катастрофы:

  1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ – предписывает обязательства по предотвращению и ликвидации аварий при исследованиях в области геологии, разведке, добыче, перевозке и хранении сырья, содержащего углеводороды.
  2. Федеральный закон №155-ФЗ «О внутренних морских водах…» – содержит условия ведения работ во внутренних морских водах и территориальном море РФ.
  3. Федеральный закон №187-ФЗ «О континентальном шельфе…» – указывает на то, какие условия необходимо соблюдать при работах на континентальном шельфе РФ.
  4. Постановление Правительства РФ №2451 – правила ликвидации разливов нефтепродуктов на суше.
  5. Постановление Правительства РФ №2366 – правила для континентального шельфа и моря РФ.

Данные нормативно-правовые акты являются основанием для регуляции процесса составления, согласовывания и утверждения ПЛРН.

Какие организации обязаны разработать ПЛАРН?

Документ по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов составляют и внедряют организации, связанные с:

  • изучением недр, разведка и добычей углеводородного сырья (нефти)
  • транспортировкой нефти и нефтепродуктов (трубопроводный, железнодорожный, морской, речной и автомобильный транспорт);
  • хранением и производством нефтепродуктов;
  • эксплуатацией нефтяных терминалов, складов и заправочных станций;
  • реализацией сырья, содержащего углеводороды, и продукции, которая из него произведена (хранилища ГСМ, АЗС, нефтебазы, нефтехранилища).

Объекты, имеющие нефтесодержащие продукты в объеме:

  • больше 3 тонн на суше;
  • больше 0,5 тонн в водоемах.

Требования в морской среде несколько другие:

Документ обязателен для компаний, осуществляющих деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море РФ, которые трудятся над:

  • содержанием мостов, трубопроводов и других объектов;
  • буровыми работами;
  • добычей углеводорода;
  • перевозкой, хранением, перевалкой нефти;
  • бункеровкой судов.

План должны разработать все организации, осуществляющие деятельность, сопряженную с риском аварийных разливов нефти. Эти организации обязаны заключить договор с профессиональным аварийно-спасательным формированием (ПАСФ) на обслуживание ОПО.

Организации, которые уже внедрили план ликвидации разлива нефтепродуктов, лучше подготовлены к чрезвычайным случаям. В стрессовой ситуации они смогут опираться на ранее разработанный алгоритм и действовать в соответствии с законодательством, что позволяет избежать нежелательных штрафов.

Согласование и сроки действия ПЛАРН

Принятию плана по предотвращению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов предшествует организация учений с участием МЧС, Росприроднадзора и органов власти по плану комплексных учений.

В процессе согласования алгоритма ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов необходимо заключение:

  • территориальных органов Росприроднадзора;
  • для морской среды и на континентальном шельфе РФ – государственной экологической экспертизы (ГЭЭ).

Срок действия ПЛРН: до 5 лет. План подлежит обновлению при изменении условий деятельности (изменения тех. процессов, нормативных документов, появление новых данных о рисках в результате проверки).

! Поверять условия деятельности необходимо не менее 1 раза в год, чтобы Вы были уверены в актуальности плана в случае разлива нефтепродуктов. Несоответствие документа актуальной ситуации несет высокий риск правонарушения.

Содержание плана по предотвращению и ликвидации аварийных разливов нефти

Проект должен включать следующие разделы:

  1. Общие положения (цели и задачи, сфера применения, термины и определения).
  2. Описание объекта (характеристика предприятия, список возможных источников аварийных разливов, результаты исследования рисков).
  3. Организационные меры (распределение обязательств между сотрудниками, алгоритм уведомления органов власти и взаимодействия с ними, достижение договоренностей с аварийно-спасательной службой на работу с ОПО).
  4. Технические средства (объем сил и средств, которые необходимы для ограничения расширения территории ЧС и избавления от последствий пролива, перечень оборудования и материалов, схемы их местонахождения на объекте).
  5. Порядок действий при ЧС (создание безопасных условий, недопущение увеличения загрязненной территории, регулирование пролива и ликвидация нефтепродуктов).
  6. Расчетное время (сроки) локализации и ликвидации наибольшего расчетного объема разлива нефти согласно методике расчетов объема разлива нефтепродуктов.
  7. Мероприятия по возобновлению окружающей среды (способы очистки почвы и воды, утилизация собранных нефтепродуктов).
  8. Приложения (схемы и карты, контакты ответственных лиц и аварийных служб).

Разработка и согласование ПЛАРН с ООО ЭП «ФлорЭко»

Экологическое предприятие «ФлорЭко» с опытом более 17 лет разрабатывает и согласовывает ПЛАРН в соответствии с законодательством. Квалифицированные экологи обеспечивают получение положительного заключения надзорных органов.

Что думают клиенты о нашей работе

НАШИ КЛИЕНТЫ

ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?

Оставьте заявку. Наш специалист свяжется с вами в течение дня для решения вашего вопроса.