Новости

Официальный временный запрет на выдачу предписания при отсутствии договоров на получение прогнозов НМУ

На официальном интернет-портале правовой информации опубликовано постановление Конституционного Суда России от 29.09.2021 N 42-П «По делу о проверке конституционности частей 1 и 3 статьи 17 Федерального закона «О гидрометеорологической службе», пунктов 3, 4 и 5 Положения об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Валмакс» (далее — Постановление N 42-П).

Новость будет интересна хозяйствующим субъектам, эксплуатирующим источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Напоминаем, что Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам (далее — Порядок) утвержден приказом Минприроды России от 17.11.2011 N 899.

Информация о неблагоприятных метеорологических условиях (далее — НМУ) по городскому и иному поселению, а также перечень отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, для которых составлены прогнозы НМУ, публикуются уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение двух часов с момента предоставления информации о НМУ заинтересованным лицам (п.9 Порядка).

Кроме того, информация о НМУ предоставляется на безвозмездной основе уполномоченными органами в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на осуществление регионального государственного экологического надзора, по факсу, по электронной почте или с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (п.10 Порядка).

Постановлением N 42-П подчеркивается, что прямого требования о наличии договора с Росгидрометом действующее законодательство не содержит.

Кроме того, Конституционным Судом России отмечено, что правовое регулирование не позволяет четко определить, предоставляется ли такая информация за плату и как нужно определять ее размер. Также не ясно, обязан ли хозяйствующий субъект заключать договор, чтобы получить эти сведения, или он может использовать их из открытых источников, в частности, из Интернета.

По закону данные о состоянии окружающей среды, ее загрязнении предоставляются пользователям бесплатно, а также на основе договоров. Специнформацию формируют по соглашениям. При этом не ясно, относятся ли сведения об НМУ к общей или к специальной информации, т.е. нужно заключать договор, чтобы ее получить, или нет.

С учетом этого оспариваемые нормы признаны неконституционными в той мере, в какой они не позволяют определить критерии, исходя из которых можно обязать хозяйствующий субъект заключить договор. Федеральный законодатель и Правительство РФ обязаны внести изменения.

До этого хозяйствующим субъектам не должны выдавать предписания о необходимости заключить договор на получение прогнозов, а отсутствие подобного соглашения не должно повлечь негативных последствий. В то же время с хозяйствующих субъектов не снимается обязанность получать такие сведения из имеющихся источников, в т.ч. на основе ранее заключенных для этого сделок.